Где учиться фотографии: свобода выбора в «Фотографике»

Где учиться фотографии: свобода выбора в «Фотографике»

Фото: Ольга Штайнепрайс, студентка Фотографики

«Сегодня в фотографии можно всё»

 

О борьбе с преподавательскими догмами, важности комьюнити и инструментах для знакомства с собой — основательница фотоакадемии Катя Богачевская.

 

Как выбрать своё, если классическое образование в фотографии работает по принципу мастерской, где единственно верный путь — тот, что указывает мастер? Так ли необходимо, выбирая одно, отбрасывать остальное? Эти вопросы 10 лет назад заставили фотографа и преподавателя Катю Богачевскую задуматься об открытии своей академии. Сейчас «Фотографика» — одна из самых заметных фотошкол на русском языке. 

Переход в онлайн

Я вела фотографические мастерские в двух учебных заведениях Петербурга и в какой-то момент поняла, что один человек не может показать студентам всё разнообразие существующих подходов. Появилась идея создать школу, в которой преподают люди с порой противоположными взглядами на профессию. Я обсудила эту идею со своими учениками, и уже на следующий год в Петербурге появилась «Фотографика». 

Сначала мы работали только в офлайне. Желающих учиться было довольно много. Людей привлекал наш новаторский подход: много разных преподавателей, а не один мастер. Потом появилась онлайн-программа, она стала ещё более популярной. 

Сегодня только она и осталась — я уехала из России, и офлайн-школу в Петербурге пришлось закрыть. Примерно треть наших преподавателей и студентов тоже уехали из страны, так что онлайн-формат отвечает требованиям времени гораздо лучше.

К тому же онлайн — это возможность приглашать разных лекторов. Уже несколько лет я зову иностранных спикеров, так или иначе связанных с фотографией. Это особенно важно для той российской части аудитории, которая сейчас ещё больше, чем раньше, отрезана от западного мира фотографии.

Показ авторских фотокниг в рамках обучения, книга Елены Кюзен “Эклиптика”

Доступный вид творчества

У нас две долгосрочные учебные программы. Полный курс рассчитан на новичков. Это люди, которые хотят привнести фотографию в свою жизнь. Фотография ведь достаточно простой, доступный вид творчества. Сейчас многие ощущают потребность выразить свои чувства и именно за этим приходят в фотографию. 

Вторая программа — для тех, кто уже в профессии. Чаще всего это люди, которые занимаются коммерческой фотографией и хотят сместить фокус в сторону проектной. 

Получается, наша аудитория довольно обширна. Разброс в возрасте тоже большой: есть ребята только после школы, а есть ученица, которой 65. Многие студенты приходят в фотографию, уже окончив какой-то профильный вуз, очень часто — технический. Либо они поработали бухгалтерами, экономистами, ещё кем-то и поняли, что хочется чего-то более творческого. 

Многие перестали бояться кардинальных перемен. Когда мы только начинали, к нам приходили в основном совсем молодые ребята, открытые ко всему. Сейчас приходят взрослые, которые хотят что-то в своей жизни изменить.

Фото: Майя Бондарь, из проекта “Громкий голос пустоты”

Свобода выбора и тёплое сообщество

Наши программы состоят из авторских курсов. Они, особенно наша полная программа, построены так, что дают студентам возможность попробовать очень разные направления фотографии и смежных с ней областей.. Ученик пробует многое и понимает, что из этого возьмёт в свою жизнь. Именно это для меня краеугольный камень академии. 

Что ещё важно — у нас очень много дисциплин, не связанных с фотографией напрямую, но помогающих формировать насмотренность: история живописи, история современного искусства, в этом году появился курс по кино. Студенты обретают некую медиаграмотность. 

Мы не навязываем слушателям какой-то визуальный язык или приёмы. Мне не нравится категоричность классического образования: это можно, это — нет, это плохо, а это — хорошо. Фотография — творческий процесс, в нём не может быть таких категорий. Все разные, и здорово об этом конструктивно дискутировать, никого не вычёркивая. Сегодня можно всё: смешивать документальную и арт-фотографию, работать с искусственным интеллектом. Безумно интересное время. Наша задача — помочь студентам во всём этом сориентироваться. 

Ещё одна важная вещь — это комьюнити, которое формируется вокруг «Фотографики». Сейчас, когда многие студенты оказались разбросаны по свету, это особенно ценно. 

Изначально мы хотели создать пространство, где студенты получали бы понимание разных подходов в фотографии. После начала полномасштабной войны России в Украине нашей миссией стало сохранить это пространство. Когда я из-за вынужденной эмиграции закрыла офлайн-школу, многие студенты писали, насколько важно для них это сообщество, просили не закрывать «Фотографику». Для нас это дом, семья, любовь. Сейчас важная для академии задача — объединить ещё больше людей.

Фото: Татьяна Сикорская, из проекта “Некрасивая девочка”

Чего хотят люди

Очень многие фотографы, занимающиеся проектной фотографией, не вполне понимают, как, собственно, собрать проект, отобрать материал, написать к нему хороший стейтмент, как проект продвигать. К нам часто приходят с такими запросами. Это мне тоже кажется важным: помочь тем, кто уже понял, что фотография — это способ взаимодействия с миром и с собой. Сделать их истории видимыми. В этом смысле очень ценно, что многие наши выпускники и студенты участвуют в конкурсах и фестивалях, попадают в шорт-листы и занимают призовые места. Значит, наша система приносит результаты.

Ещё я вижу большой запрос на получение инструмента для саморефлексии. Очень многие студенты приходят, чтобы работать над личными темами, переосмысливать травмировавшие их события. Им хочется найти способ рассказать свои истории.

Вообще, появление в фотографии большого числа личных проектов связано с тем, что в профессию пришло много женщин. Они не боятся смотреть внутрь себя. У нас сейчас 90% слушателей — женщины. Это не локальная тенденция. Если ещё лет десять назад в шорт-листах международных фотоконкурсов было намного больше мужских имён, то сейчас большинство — женщины. И это прекрасно, потому что вместе с ними в профессию пришли темы, на которые раньше вообще никто не говорил. Это насилие, сложности материнства, телесность. 

Недавно в издании «Такие дела» опубликовали проект «Некрасивая девочка» нашей студентки Татьяны Сикорской. Папа в детстве всё время говорил ей, что она некрасивая, она выросла с этим комплексом. И вот, спустя много лет, Татьяна попыталась эту травму отрефлексировать. Получился совершенно потрясающий материал, на который неожиданно для автора пришло огромное количество откликов.

Или вот несколько лет назад наша студентка Маша Алексеева делала проект на тему насилия над детьми. Она пережила это сама. Ей было очень тяжело работать. Но, опять же, был большой фидбэк. Проект опубликовали в нескольких изданиях, была выставка. Но самое главное, её мама, которая всё отрицала, наконец признала, что должна была её поддержать, они поговорили друг с другом. Это ведь очень ценно.

У нас была студентка, которая сделала фотокнигу для своего папы. Причины заниматься фотографией у всех разные. Но даже такая «маленькая», как сделать книжку для одного человека, важна. 

Изменения в мире могут начаться именно с таких, небольших проектов. Я верю в теорию малых дел.

Фото: Катя Богачевская, из проекта “Темнее всего перед рассветом”

Зачем нужна фотография

Я сама начала заниматься фотографией в десятом классе. Ходила в кружок, где мы снимали на плёнку, сами её проявляли, печатали. Я влюбилась в этот процесс, всюду ходила с фотоаппаратом. Хотела пойти учиться на фотожурналиста, но мама меня не поддержала. Поступила на менеджмент и через год поняла — не моё. Дальше моя жизнь тем или иным образом была связана с фотографией. Сложно, когда приходится проходить через конфликт с близкими ради своей профессии. Но, возможно, благодаря этому я и поняла, насколько для меня важна фотография? 

В эмиграции началась моя вторая жизнь как фотографа. Я оказалась в сложной эмоциональной ситуации, и нужно было найти этим эмоциям выход. Я начала снимать проект, так или иначе рассказывающий о моих переживаниях по поводу полномасштабной войны, которую моя страна Россия начала в Украине, о страхе за детей и моей беспомощности. Я живу в Лиссабоне, и именно португальская природа и океан помогли мне. Я делаю субъективные пейзажи, как я их называю.

У меня был очень серьёзный кризис понимания, зачем теперь вообще нужна проектная фотография. Но когда снова начала снимать — понимание вернулось.

И ещё — я помогла самой себе. Этот проект под черновым названием «Темнее всего перед рассветом» номинировали на Futures Photography Talents от Португалии. В проекте есть фотография: шторм, чёрный-чёрный океан, чёрные-чёрные облака и проглядывающая между ними тоненькая полоска света. Мне кажется, без надежды невозможно жить. 

Подробности для абитуриентов.

Автор интервью: Карина Бесолти. Интервью у Екатерины было взято для материала издания Skill Box Media “Фотография: куда пойти учиться”