Фестиваль Фотографики 2023

Фестиваль Фотографики 2023

Фестиваль Фотографики 9-10 сентября — два дня лекций, встреч и мастер-классов от наших преподавателей и выпускников!
Фестиваль проходит в преддверии нового учебного года в Академии документальной и арт фотографии «Фотографика», участие бесплатное.  Все лекции пройдут в формате онлайн в Zoom, после окончания Фестиваля будут доступны записи лекций. Чтобы принять участие и получить записи занятий, необходима регистрация ПО ССЫЛКЕ

Узнать подробнее про программы обучения Фотографики и подать заявку.

Программа Фестиваля Фотографики 2023: 

9 сентября (суббота)

12-00 Вика Буковская «Личная фотография»

Приметы художественной личной фотографии. Бытовой и семейный снимок. Понятие интимного портрета. Проекты, выполненные с семьёй, родителями, возлюбленными, собой.

Вика Буковская — документальный и портретный фотограф из Санкт-Петербурга. В своей художественной практике она фокусируется на человеке, его внутренних противоречиях, сложности и многомерности. Истории её героев – это истории о силе и слабости, надежде и отчаянии, любви и отчуждении. Также в своей работе она обращается к теме места, реального и вымышленного. Одна из целей её исследования – расширить представление о месте и представить иной взгляд на неодушевлённую природу, где пространство может выступать в роли живой сущности. Вика является основателем творческой лаборатории Private Image, а также преподаёт в Академии документальной и арт фотографии «Фотографика».

13-00 Мария Морина «Исследование как часть художественной практики»

Artistic research как способ структурировать свою художественную практику и искать форму для проектов.

Мария Морина — междисциплинарная художница, работает с документальным текстом, видео, фотографией и инсталляциями. Принимала участие в выставках в галерее Le Radar (Байю, Франция, 2014), Центре візуальної культури (Киев, 2015), в фестивалях Rencontres d’Arles (Арль, Франция, 2018), Rencontres Internationales (Гран Пале, Париж, 2020), Музей Гараж, Москва, Россия (2021), 6-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства, Екатеринбург, Россия (2021) и др. Режиссерка фильмов «Только не нажми стоп» (2017) и «Молодость Нижний Тагил» (2011-2019). Соавторка кросс-медиа-проекта «Грозный: девять городов» (2009–2018). Финалистка гранта The Aftermath Project (США). Обладательница премий Luma Rencontres Dummy Book Award Arles (Франция) и Prix Bayeux-Calvados Awards (Франция). Живет и работает в Лиссабоне, Португалия.

14-00 Светлана Булатова «Документальная фотография. Опыт работы на Кавказе»
На лекции Светлана Булатова поделится опытом съемок личных и редакционных проектов на Северном Кавказе.

Светлана Булатова – независимый документальный фотограф, преподаватель. Выпускница Академии «Фотографика». Член попечительского совета международной организации Women Photograph. Публиковалась в National Geographic, Reuters, British Journal of Photography, Bloomberg, Calvert Journal, EEP Berlin, «Русский репортёр», «Новая газета», «Такие дела», «Сеанс» и др. Работы фотографа находятся в коллекции РОСФОТО.

15-00 Кристина Сергеева «Где смотреть современную фотографию? Про насмотренность и международные фотожурналы»

На лекции Кристина расскажет про важность развития насмотренности и ее влияние на фотографическую практику, а также проведет обзор ведущих международных платформ и изданий по современной фотографии.

Кристина Сергеева — художница, фотограф из Санкт-Петербурга. В 2019 году закончила Академию «Фотографика». В своих проектах фокусируется на темах индивидуальной и коллективной памяти, работает с зинами, фотокнигами и коллажом. Соосновательница проекта о самиздате NIZINA, независимый куратор.

16-00 Юля Павлова «Особенности продвижения фотографов»

Лекция будет посвящена особенностям продвижения художников, работающих с фотографией , на российской арт-рынке. Юлия на примере собственных работ и опыта расскажем о тонкостях в подаче заявок, об умении выбирать нужные опен колы, о важности горизонтальных связей и многом другом.

Юлия Павлова — междисциплинарная художница, Работает с фотографией, скульпутрой, видео и инсталляциями. Особое место в ее практике занимает создание художественных авторских книг. Экземпляры книг находятся в частных и музейных коллекциях в России и за ее пределами. Юлия работает с большими проектами, совмещая в них на равных условиях разные медиумы. Основная тема, к которой обращается художница — это изучение и конструирование мифа. В том числе в рамках традиционной культуры Татарстана. Эти проекты опираются на национальный миф и накладываются на ее личный экзистенциальный опыт, благодаря чему создается новый язык символов и смыслов. Кроме того, Юлия в своих работах работает с жанром “мокъюментари”, критикуя доверие к фотографии и эмоциональной подаче информации.

17-00 Ася Жетвина «Правда и фотография»

Эра новых медиа способствует все большему распространению самой достоверной информации. Человечество в наше время прекрасно справляется с  фильтрацией потока новостей. Очевидно, что никакая фотография не может быть отретуширована до неузнаваемости, ни один фотограф специально не выстраивает кадр, чтобы добиться нужной картинки. Таким образом фотография  до сих пор остается прямым доказательством событий.

В ходе лекции я бы хотела подробно изучить то, как делаются правдивые фотографии, которые вызывают доверие аудитории. Насколько медиа и современные технологии поменяли наше отношение к «правде» и «пост-правде» и где же грань между этими понятиями? Почему информация в интернете не может манипулировать сознанием зрителей?

Ася Жетвина – художница, выпускница магистерской программы Королевской академии искусств в Гааге (KABK). Принимала участие в арт-резиденциях и программах по поддержке молодых художников в Fabrica (Италия), Duckley European Art Center (Черногория) и Fotodok (Нидерланды). Победитель Международного конкурса Sony World Photography Awards (Великобритания), Slideluck Editorial (Италия). Участница выставок Metro Print Images (Великобритания), Milan Design Week 2015 (Италия), Duckley European art center (Черногория), Gazebook festival (Италия), Milan Photo Week 2018 (Италия) и других. Куратор Bird in Flight Prize 2020, автор лекций о концептуальной фотографии и мокьюментари. На постоянной основе работает над визуальной концепцией брендов Calvin Klein и Tommy Hilfiger. В данный момент живет в Нидерландах.

18-00 Сергей Потеряев «От идеи к форме и пространству»

Фотография в России долгое время была изолирована в своих рамках: собственные галереи, собственные кураторы и собственные правила игры. Фотография рассматривалась как ремесло, иногда не достойное быть частью большого искусства, не заслуживающее представления в классических художественных музеях на равных условиях. Однако за последние 10 лет благодаря различным культурным инициативам, направленным на критическое позиционирование и взаимодействие между авторами, фотография становится все более видимой и разнообразной, выходя за рамки советского восприятия.

Во время лекции будет рассмотрена тема того, как автору найти форму для своего проекта не только в классической фотографии, но и в пространстве современного искусства. В том числе, на собственном примере я поделюсь опытом того, как авторы работают с идеей и находят возможности погрузить зрителя в произведение. Будут рассмотрены методы, которые они используют для достижения этой цели, а также определены подходящие площадки для реализации ваших идей.

Сергей Потеряев – мультидисциплинарный художник и куратор, чья практика связана с исследованием фотографического медиа как инструмента для высказывания и манипуляции. Основная проблематика его произведений выстраивается вокруг проявления изменчивости и недосказанности визуальных образов, определения границ документальности в искусстве, а также поиска способов воплощения чувственного опыта. Проекты Потеряева нередко совмещают в себе элементы публицистического и художественного повествования, представляют собой последовательность смонтированных образов, где находится место архивным материалам, репортажным свидетельствам и постановочной реконструкции. Художник осознанно отказывается от прямого комментария и личных оценок, в его работах выдерживается образ беспристрастного рассказчика-документалиста. Особое внимание Потеряев уделяет теме ландшафта как социокультурного пространства, именно этот мотив становится каркасом многих проектов.  Сегодня Сергей фокусируется на проектах, связанных с исследованием визуального языка насилия, пропаганды и эмиграции, особое внимания уделяя истории различных сообществ и исторической памяти.

19-00 Катя Богачевская «Конкурсы для фотографов: все, что нужно знать для подачи хорошей заявки»

Международные конкурсы для фотографов: зачем в них участвовать, куда и что подавать, как не потерять мотивацию. Советы, которые помогут помочь в подаче заявок. Как сделать отбор для конкурса?

Катя Богачевская – независимый куратор, фоторедактор и преподаватель из России, в настоящее время проживающая в Лиссабоне, Португалия. Является  директором Академии документальной и арт фотографии “Фотографика”, основателем издательства Fotografika Publishing и главным редактором Фотожурнала Republic Media. Фотопроекты ее студентов были отмечены на международных конкурсах, таких как World Press Photo, Sony World Photography Award, Lensculture Award, Kolga Photo Award, International Photography Grant и других, публиковались и выставлялись на международном уровне.

Екатерина была визуальным редактором специальных проектов и руководителем фотоотдела СМИ Lenta.ru (2011-2012). Главный редактор М-журнала документальной фотографии и мультимедиа Liberty.SU (2008-2014). Соорганизатор международной конференции After Post-Photography (2015). Куратор направлений “Документальная фотография” и “Современная фотография” на Международном фотофестивале “Фотопарад” в Угличе (2017-2018).  Куратор различных выставок (в рамках фестивалей OFF Bratislava, Первая фабрика авангарда, Фотопарад в Угличе, а также в галереях и других пространствах: Галерея Fotografika, Галерея классической фотографии, Галерея FFTN, библиотека и пространство SHKAF и т.д.)

20-00 Директор Фотографики Катя Богачевская расскажет об образовательных программах Академии, покажет проекты студентов и выпускников и ответит на все вопросы про обучение в Фотографике

10 сентября (воскресенье)

12-00 Сергей Карпов «Лекция без названия. Опыт публичного переживания»

Будущее. Война. Ординарность. Растерянность. Любовь. Поле. Границы. Кино. Эмиграция. Утопия. Этнография. Опыт. Родина. Место. Язык. Фотография. Письмо. Сейчас. Путь.

Принято знать, о чём говорит говорящий. Но что делать в нынешней ситуации, когда постоянное переопределение фундаментальных ценностей, эмоциональная нестабильность и катастрофа за окном вынуждают не иметь ни прошлого, ни настоящего, ни будущего? Опираясь на собственную автоэтнографию, документальные проекты и пристальное наблюдение за бытом, визуальный документалист, режиссёр и продюсер Сергей Карпов попробует сформулировать попытку метода овладения растерянностью и убеждения себя в том, что всё под контролем.

Сергей Карпов, визуальный документалист, исследователь и креативный продюсер. Основатель и руководитель междисциплинарного исследовательского коллектива «Поле». В разное время Сергей руководил отделом специальных проектов «Таких дел», запустил музыкальный лейбл для собственного книжного магазина «Маршак», получил World press photo за интерактивные мультики, снял лучший телефильм в России 2020 года. Входит в TOP 50 фотографов мира по версии Critical Mass 2022. В своих работах Сергей исследует ординарность, воображение, персональные и социальные утопии, создавая проекты на стыке современной цифрофой коммуникации, документального сторителлинга и социальной академической науки.

13-00 Аня Иванцова «Коллаж в медиа. Что это и кому вообще это нужно?»

Анна расскажет о своем превращении из «фотографа» в «иллюстратора», а также, на примере своей работы, попробует поговорить о том, как может использоваться коллаж в медиа, его достоинствах, недостатках и о том, как этот жанр балансирует между иллюстрацией и фотографий, реальностью и вымыслом.

Анна Иванцова (1993 г.р.) — коллажист и документальный фотограф. Выпускница Академии “Фотографика”. Как художник-коллажист сотрудничает с различными независимыми российскими СМИ, среди которых издания “Холод”, “Новая вкладка”, “Гласная”, медиа благотворительного фонда “Нужна помощь”, немецкое медиа “Dekoder” и другими. Как фотограф в 2017 году была участницей The New York Times Portfolio Review, мастер-класса Эдди Адамса (США), мастер-класса Angkor Photo (Камбоджа) и Академии Nikon-Noor (Польша). За свою карьеру вошла в шорт-лист фотоконкурса Kolga Tbilisi Photo contest (2017, Грузия) и стала финалисткой Международного фестиваля фотожурналистики VILNIUS PHOTO CIRCLE (2019, Литва). Работы Анны публиковались в таких изданях как Такие Дела, Meduza, Холод и других. Её работы также были опубликованны в The New York Times LensBlog, The Hollywood Reporter (российское издание), Rolling Stones (российское издание) и других.

14-00 Светлана Беломестных «Глубина резкости смысла»

События последних лет ставят перед человеком вопросы о смыслах: почему происходит ужасное? Как реагировать? Как с этим жить? Зачем продолжать делать что делали и какой в этом смысл? Если раньше человек мог удовлетвориться готовыми шаблонами и универсальными ответами, то сегодня каждый встречается с необходимостью найти свои, персональные, истинные смыслы.

Как формируется смысловая опора наших действий и стремлений, в векторе жизни и в бытовых решениях? Какова причинность наших выборов? И, главное, можем ли мы вновь найти ответы на вопросы о смысле, если почему-то потеряли ориентиры?
Поговорим об этом, поищем свои причины и соберём основание для насыщенной, развивающей, устремлённой жизни.

Светлана Беломестных, психолог, экзистенциальный коуч, автор курса «Психология творческой деятельности», бывший руководитель фотослужбы и художественный редактор ИА REGNUM

15-00 Татьяна Ткачева «О сомнениях, провалах и новых идеях»

Фотография – инструмент, с помощью которого мы исследуем мир и, в первую очередь, самих себя. О сомнениях, провалах и идеях, которые приведут вас к тем историям, которые можете рассказать только вы.

Татьяна Ткачева, родилась и выросла в Беларуси. В настоящее время живет в Гамбурге, Германия. Самая важная часть ее профессиональной деятельности посвящена личным, долгосрочным проектам. Ее работа основана на комбинации личного интимного опыта и документалистики. Выставки с проектами Ткачевой были показаны во многих странах мира.
В 2020 году ее работы были отмечены премией World Press Photo. 

16-00 Алла Мировская «Книга художника – за что мы ее любим (и за что нет)?»

Как найти идею для фотокниги и облечь ее в материальную форму? Какие подводные камни встречаются на пути и как их обойти? Художница и преподаватель Алла Мировская расскажет о своей новой книге «Зеленая археология» и о книгах студенток_ов Фотографики, родившихся как результат совместной работы.

Алла Мировская — фотограф, художница, куратор и преподаватель, городская исследовательница, живет и работает в Москве. В своих проектах Мировская работает с культурным кодом постсоветских пространств, мест и территорий, пытаясь преодолеть «взгляд утопии» как самореферентной структуры, замкнутой на самой себе.  Участница художественных выставок и проектов в России, Франции, Италии, Дании и США. Участница фотографических и фотокнижных фестивалей в Москве, Амстердаме, Париже, Вене, Берлине, Цюрихе, Гонконге, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Автор 12-ти самостоятельно изданных фотокниг. Сооснователь группы Russian Independent Self-Published, коллектива независимых российских фотографов и художников, самостоятельно издающих и продвигающих фотокниги как в России так и за рубежом. Куратор направления арт-фотография на международном фестивале «Фотопарад в Угличе» в 2017 и в 2019 гг. Соорганизатор Fotobookmarket — маркета авторской фотокниги в Москве и конкурса книжных макетов Fotobookmarket Dummy Award. Работы Мировской находятся в коллекциях библиотеки Музея современного искусства «Гараж» (Москва), ГЦСИ-РОСИЗО (Москва), Австрийского культурного форума в Москве, Института Современного Искусства Чикаго, Музея современного искусства г. Феникса (США), а также в частных коллекциях во Франции, Германии, Италии, Японии, Великобритании, США.

17-00 Илья Штуца «Фотография как сновидение»

Почему наш взгляд привлекают именно те фрагменты реальности, которые мы фотографируем? Ищем ли мы интересный сюжет, или эстетски любуемся формами и цветовыми пятнами, или рассказываем одним людям о том, как живут другие люди – в фотографии почти всегда есть что-то еще. Как уловить эту малую, ускользающую величину, может ли в ней быть персональное послание от мира, можем ли мы научиться понимать этот язык? Попытка прочтения уличной фотографии как сновидения и диалога с миром.

18-00 Саша Величко «Использование нейросетей при работе над фотопроектами»

Выпускница Академии «Фотографика» Саша Величко расскажет о своих проектах и том, что такое нейронные сети, какие они бывают, в чем их особенности и как они используются в искусстве. Покажет примеры работ художников, работающих с нейронными сетями.

Саша Величко – художница из Беларуси, работающая с исследованиями постправды, теорий заговора, пропаганды, травмы и особенно травматического опыта. Получив степень магистра в области радиофизики, Саша изучает темы своих проектов через художественную практику и междисциплинарное сотрудничество, используя фотографию, программирование и нейронные сети. В настоящее время живет и работает в Варшаве, Польша. В 2023 году закончила стипендиальную программу от министерства культуры Польши и школу современной фотографии и журналистики «Фотографика». Публиковалась в таких медиа как Magnum, PHmuseum, Dodho, Zapovednik.space и др.

19-00 Арсений Несходимов «Тренды современной портретной фотографии и визуальные клише»

На примере коммерческой и авторской фотографии мы разберём основные темы и визуальные штампы последних лет.

Арсений Несходимов родился в Самарканде, живет и работает в Москве. В 2003 году окончил институт культуры в Кемерово по специальности “Режиссер кино и фотографии”. С 2008 года как фотограф сотрудничает с журналами Forbes, Snob, РБК, Esquire и другими. Специализируется на портретной съемке для журналов и рекламы. Его персональные работы в жанре автопортрета становились призерами на международных конкурсах фотографии, таких как IPA, Gomma grant, Annual Photography Awards, Hallerau photography awards, Welcome Photography Prize и других. В 2020 году вошел в список «100 современных художников 2020» по версии британского издания Aesthetica Magazine.

20-00 Влад Сохин «Метафизическая фотография»
Лекция Влада Сохина (Panos Pictures) о выходе за приделы своих чувств для создания визуального нарратива

Фотограф британского фотоагентства Panos Pictures. Сотрудничает с ООН и многими международными гуманитарными организациями. Работы были опубликованы в The Guardian, National Geographic, GEO, International Herald Tribune, The Atlantic, Le Monde, BBC, Sydney Morning Herald, и др. Призер Visa D’Or award.