В то время как общая история фотографии уже давно вполне устоялась, феномен фотокниги, из года в год набирающий обороты благодаря новому буму самиздата, по-прежнему остается вне широкого изучения. Меж тем истоки медиума обнаруживаются еще в первой половине XIX столетия. Какими были первые фотографические издания? Что определило основные черты медиума в XX веке, прежде чем фотокнига превратилась в столь значимый для многих современных авторов способ заявить о своей работе широкой аудитории? Ответам на эти вопросы будут посвящены вебинары.
Темы лекций:
1 «В начале была книга». Проблема термина. Прообразы фотографических изданий, созданные в XIX веке.
2 «Осторожно, модерн». Издания русских, европейских и американских модернистов 1920-х и 1930-х годов
3 «Документ/Пропаганда». Европейские и американские документальные издания, а также феномен советской пропагандистской фотокниги 1930-х годов.
4 «В шесть часов вечера после войны». Голландские, чешские, французские, испанские, итальянские, британские и немецкие фотокниги послевоенного периода.
5 «Нерешающий момент». Американские и европейские издания 1950-х и 1960-х годов, относящиеся к направлению визуального потока сознания.
6 «Это — провокация». Фотокнижный бум в Японии 1960—1970-х.
7. «Я протестую!». Фотографические издания как зеркало протестов второй половины XX века. Американская, европейская и японская классика жанра 1960-х и 1970-х и его современные примеры, выпущенные в новом столетии.
8. «Sex, drugs & photobooks». Фотокниги, появившиеся благодаря либерализации сексуальных нравов в 1960-х. Эксцентричные европейские эротические альбомы, зачинатели дневникового стиля, провокационные исследования природы вуайеризма и дидактические антинаркотические высказывания.
9 В мире искусства». Формат фотографического издания в руках у художников
1960—1990-х годов. Спорная серия публикаций Эда Руше как точка входа концептуальных практик в фотокнигу. Эксперименты американских и европейских авторов — от Уорхола до Фонткуберты.
10. «Анонимные скульптуры». Фотокниги четы Бехер и учеников и последователей «дюссельдорфской школы». Издания на границе между концептуальным искусством и документалистикой. Естественно-научный принцип каталога как художественный принцип и метод типологии как инструмент для насмешки.
11 «Простые формы» Большая, толстая, красивая, в твердом переплете, с тканевой обложкой, напечатанная на качественной бумаге — для многих авторов, планирующих выпустить свою первую фотокнигу, по-прежнему наиболее желанным остается «респектабельный вариант» издания. Однако стремление к большой форме нередко не только вступает в противоречие с концепцией проекта, но может превратить потенциально сильный визуальный материал в неудачный и ординарный физический объект. В то же время простое издательское решение, напротив, способно укрепить авторский замысел. Книга, превращающаяся в плакат или раскрывающаяся веером, становящаяся выставкой газета или транслирующий актуальную повестку дня журнал, две стороны одного лепорелло и спасительная сила пружинного переплета — в рамках лекции будет рассмотрен ряд современных проектов, эксплуатирующих относительно недорогие в производстве формы, позволяющие фотографам поднять их работу на новый уровень, вывести ее к другой аудитории и даже найти подход к экспонированию своих историй.
2
Вебинар