История фотографии

About This Project

Лекция 1. ИЗОБРЕТЕНИЕ ФОТОГРАФИИ И ПОРТРЕТ В 19 ВЕКЕ.

На примере портрета – самого популярного жанра коммерческой и художественной фотографической практики – рассматриваются различные вопросы функционирования фотографии в 19 веке. Изобретатели фотографии и первые портреты, первые портретные фотоателье их обстановка и специфика позирования. Как следовало одеваться, причесываться и вести себя у фотографа. «Визитные карточки», фотоальбомы, посмертная фотография, физиологические опыты с электричеством, «скрытая мать», творчество выдающихся мастеров фотографического портрета и первые шедевры – эти и другие темы будут рассмотрены на лекции.

 

Лекция 2. ЖИВОПИСЬ И ФОТОГРАФИЯ В 19 ВЕКЕ

Лекция посвящена разнообразным формам взаимовлияния искусства и фотографии. Ранние опыты фотомонтажа, влияние фотографии на живопись и живописи на фотографию, школа реализма, импрессионизм, проблемы изображения обнаженной натуры, фотографические эксперименты по фиксированию стадий движения, предшествовавшие появлению кинематографа. Стереоскоп и стереофотография. Критика, полемика и скандалы, сопровождавшие попытки фотографии утвердиться в мире изящных искусств.

 

Лекция 3. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК НАЧИНАЕТСЯ. АР НУВО И АР ДЕКО

Фотография и изобразительное искусство на рубеже веков. Стиль Модерн и Символизм в фотографии, пикториальная фотография как международное явление. Программы, манифесты, журналы, творческие объединения, альтернативные техники печати. Компания Кодак и массовое распространение любительской фотографии. Переход от идеологии Прекрасной эпохи к авангардным художественным практикам. Спорт, танец и пластика человеческого тела в фотографии начала 1920-х годов. Первые шаги цветной фотографии

 

Лекция 4. ФОТОГРАФИЯ И АВАНГАРД

На лекции рассматриваются тенденции «новой фотографии» 1920-начала 30-х годов, соответствовавшие авангардным художественным практикам. Фотография и формирование нового видения, нового общества, нового человека. Баухауз и ВХУТЕМАС. Фотомонтаж и фотограмма, пропаганда и реклама, разработка принципов актуального фоторепортажа. Дадаизм и сюрреализм в фотографии. Влияние художественных экспериментов на коммерческую фотографию и рекламу.

 

Лекция 5 HUMAN CONDITIONS. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ И ФОТОГРАФИЯ В XX ВЕКЕ

Фотография как инструмент анализа человека и общества в первой половине-середине 20 века. Зарождение и развитие социальной документалистики, жанровая и стрит-фотография, смена тенденций и идеологий. Послевоенный гуманизм, выставка «Род человеческий». Полемика «Новых документалистов» с предыдущим поколением. Усложнение взгляда на общество и человеческую природу со второй половины 1950-х. Критика способности фотографии быть свидетелем и интерпретатором реальности.

 

Лекция 6. FASHION-ФОТОГРАФИЯ

Фотография моды как самый молодой и сложный вид фотографии. Одновременно коммерческая и художественная практика, отражение и формирование идеала красоты и стиля жизни. Сложение и развитие fasion-фотографии в 20 веке, смена направлений, основные имена. Фотография моды конца 20 -начала 21 века. Критика коммерческого глянца и рефлексия авторов внутри индустрии. Анализ вопросов сексуальности, телесности, норм поведения, стереотипов fashion-фотографии и её влияния на общественное мнение. Демократизация, провокация, различие подходов.

 

Лекция 7. РЕПОРТАЖ В 20 ВЕКЕ

Военный и социальный репортаж, роль фотографии в системах распространения новостей, формирования общественного мнения. Фотографы Второй мировой войны и советский военный фоторепортаж как отдельный феномен, “LIFE” и другие иллюстрированные журналы, агентство «Магнум», фотоистории и фотокниги. Репортаж в век телевидения, война во Вьетнаме. 

 

Лекция 8. ГЛАЗ И МЫСЛЬ, ПОЭЗИЯ И ФАКТЫ. ФОТОГРАФИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Художественная фотография в 20 веке, вопросы собственного фотографического языка, эстетики и поэтики. Способы познания мира через фотографически-художественный образ на протяжении 1930-70-х годов, возможность выразить эмоции средствами фотографии. Взаимодействие научного, документального и символического, расширение горизонтов зрения и рождение новых поэтических и философских ассоциаций.

 

Лекция 9. НОВЫЙ ПЕЙЗАЖ. ФОТОРЕАЛИЗМ И ЦВЕТ

Новые фотографические и художественные тренды 1970-х. Актуализация цвета, цветная фотография как проблема, выставки и полемика в прессе. Фотореализм в живописи и скульптуре, возможность быть художником в век фотографии. Выставка «Новая топография» 1975 года и её последствия. Категории возвышенного и банального, традиционного и современного, природного и культурного. Современный фотографический пейзаж как способ говорить об обществе, экологии, потреблении и истории искусства. Пейзаж как метод анализа реальности и политическое высказывание.

 

Лекция 10. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ. КАТАЛОГ, ТИПОЛОГИЯ.

Вопросы концептуальной фотографии, определение концептуального искусства. Решение вопросов фотографии средствами фотографии, фотография как инструмент исследования самой себя. Дюссельдорфская школа, строгий документализм, понятие deadpan, фотография как современное искусство, повышение её рыночной стоимости. 

 

Лекция 11. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК ЗАКАНЧИВАЕТСЯ. САМОИДЕНТИФИКАЦЯ, ИРОНИЯ, ЭПАТАЖ, МЕДИА

На лекции рассматриваются вопросы взаимодействия фотографии с актуальными художественными практиками в конце XX – начале XXI века. Проблемы самопрезентации, самоидентификации личности посредством фотографии. Фотографические исследования социальных стереотипов. Введение в поле зрения социума различных субкультур, образов телесности, образа жизни и поведения и утверждение их в пространстве массовой культуры. Ирония и самоирония в разных видах фотографии. Фотография и медиа, вопросы влияния фотографии на массовое сознание.

 

Лекция 12. СКОНСТРУИРОВАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Лекция посвящена явлению, которое называется Constructed reality или Tableau photography, то есть феномену «Сконструированной реальности» в художественной и коммерческой фотографии. Вопросы фотографических идеологий, культурных кодов, фотографической объективности. Социологические и культурологические исследования средствами фотографии. 

Автор курса:

Количество занятий:

12

Category
Авторский курс в рамках полной программы обучения