Итоги курса Экспериментальный фильм DIY с Михаилом Железниковым

Итоги курса Экспериментальный фильм DIY с Михаилом Железниковым

Михаил Железников, преподаватель Академии «Фотографика»: В этом году мы впервые решили провести в «Фотографике» не теоретический, а теоретически-практический курс под названием «Экспериментальный фильм своими руками». Как легко догадаться из названия, курс этот был посвящен экспериментальному видео. Он состоял из четырех условных тем: «Визуальность и образ времени», «Тактильный фильм», «Случайный фильм» и «Движение и фантазия». По каждой теме участники делали домашние задания, которые мы потом смотрели и обсуждали на следующем занятии. Было много хороших работ, так что составить короткую программу без потерь оказалось невозможно. В таких случаях обычно помогают правила, так что я решил выбрать несколько максимально непохожих друг на друга фильмов и не включать больше одной работы от одного автора. В результате получилась программа из чертовой дюжины видео и авторских текстов к ним. Приятного просмотра и спасибо всем участникам курса!

«Минск 06.12.21» Алеся Рудович

Я живу там, где одновременно существуют две реальности. В одной живут универсальные обыватели, жаждущие комфорта, идеальные потребители навязанного Счастья — люди из системы заученной беспомощности. Их жизнь, будто заморожена, статична. В их бетонных коробках тихо. Их ничего не касается. У каждого — тысяча весомых причин для отступления, всё убедительно, доказательно и безальтернативно. В этом мире люди-функции живут по механическим законам. Есть рынок, только там покупают и продают не они, а их. С другой стороны – реальность с правом или даже обязанностью каждого принимать решения, делать выбор в пользу разума, духа, личной ответственности, а не телесных желаний. В этой реальности люди замечают подмену ценностей, утвержденную обществом и его законами. Две реальности, две половинки одной души. Это почти раздвоение личности, которое нужно исцелить.

«Препятствие» Александр Лукьяненко

Короткая зарисовка об ощущении препятствия, как внешнего, так и внутреннего, осмыслении его и попытке преодоления. Также о связанных с этим состояниях неопределенности, неуверенности, тревожности.

«Утренний променад» Анна Порошина

Если попытаться вспомнить свое обычное утро, то мы не вспомним его со 100% точностью — с течением времени картинка теряет четкость контуров и размывается. В своих воспоминаниях я иду по квартире, словно ежик в тумане, пробуждаясь от утренних звуков и наблюдая за игрой цветовых пятен в пространстве.

Navy Yard, Washington, D.C., 2020 Юрий Сюганов

Видео-зарисовка, прогулка-наблюдение за ветром и цеплявшими взгляд объектами в Navy Yard (одном из городских районов) в Washington, D.C. с пуделихой Lulu. На мозг давил вопрос «смотрел ли бы в эту сторону так долго Андрей Арсеньевич? Или перевёл бы уже взгляд дальше?»

«Какофония» Анна Гороховская

Моя работа, я назвала её «Какофония» — это тактильное кино и в первую очередь работа со звуком. Когда в России случился локдаун, связанный с коронавирусом, люди были вынуждены сидеть дома несколько месяцев. Сначала казалось, что карантин — это тишина и стагнация. Но вскоре стало понятно, как много звуков меня окружает внутри моей маленькой съемной комнаты. Размышляя об этой какофонии, я уделяю особое внимание цикличности — в повседневной жизни мы слышим одни и те же звуки. Они могут быть разной громкости или по-разному чередоваться, но зацикленность не исчезает, превращая наш быт в бесконечный день сурка.

«Мушки» Дарья Иванс

Почти всегда, когда я закрываю глаза и смотрю на свет, я вижу частицы разных форм и размеров. Они похожи на простейшие организмы, на инфузорий и амёб, которые живут в моих глазах. Оказалось, что у этого феномена есть название – это мушки летающие (muscae volitantes). Они вызваны помутнением волокон стекловидного тела глаза (мне нравится – «плавающие помутнения»). В этом фильме камера становится одновременно моими глазами и волшебным стеклышком, через которое я показываю жизнь моих невидимых инфузорий.

«В поисках клетчатого платья» Оксана Приходько

Мне было 8 лет, когда не стало бабушки. День прощания запомнился только тем, что на мне было платье в клеточку. Сейчас мне 38 и я впервые увидела эту фотографию, когда разбирала семейный архив. Это единственная фотография, на которой все вместе те, кого я помню из нашей семьи.

«Мост» Каролина Панферова

Я иду и колочу палкой по ограде моста, по желтым трубам, и я — снова ребенок – беззаботная девочка в белом платье с карманом-заплаткой на месте свежей дыры. Это платье с цветами бабушка только что сшила из праздничного своего, а я прыг через забор — и дырка на юбке – солнце клеш – меня не трожь. И было это так здорово, сидеть на яблочном дереве, махнуть через забор, не думать, что можно, а что нельзя; мчаться, бегать и прыгать, играть в догонялки и

штандыр, смеяться и взаправду жить. Я колочу и иду, и вдруг бегу, бросаю взгляд на прохожих: эй, пожалуйста, не мешай, разве не видишь, я – девочка в новом цветастом платье, я там, где нет унылого неба, а есть звонкий и желтый мост из чужого Берлина в мое бакинское яркое детство, в котором бабушка и нет зимы.

«Местное племя» Саша Голянова

Местное племя (Local tribe) короткий фильм-наблюдение за серферами на лайнапе спота Зипперс (Zippers) во время ноябрьского свелла. Сан Хосе, Мексика, 2020.

«Заметки 14 января 2021 г. в 02:18» Горожанова Анна

Я сделала эту работу как небольшую терапию, чтобы уйти от подавленности и тревоги. Волновали меня тогда совсем другие темы. Но воспроизводить эти эмоции я не хотела и сделала обратное.

Был день, когда я ехала в трамвае и на минуту почувствовала счастье. Просто так. Так иногда случается.

Я вспоминала свои мысли в тот день и записала часть в этом видео.

Просто напоминание, что бывает и вот так легко.

«Гав» Ваня Тихий

печень рыбы облизывающие обнюхивающие друг друга потерпевшие крушение моряки принесенные в жертву крахмальная отбеленная клятва опьянение мед головокружения буря шершавые руки тарантулы рапаны мидии зеленые ящерицы кости кровавые камни собачьи языки голые ангелы могильщики мусорщики

Eternal Love Ксения Польщикова

Добрый день. Сразу же хочу обратить ваше внимание что этот фильм — мой первый опыт в кинематографе. Было достаточно сложно одновременно совмещать работу режиссёра, оператора, сценариста, директора по кастингу, муз редактора и продюсера. На главные роли пробовались многие актеры. Были долгие пробы. После полного провала пилотного проекта я пересмотрела концепцию. Смена актерского состава (длинные спички для камина заменены на обычные), упрощение декораций, выбран стиль минимализм чтобы не отвлекать зрителя и сконцентрировать внимание на происходящем, принесли свои плоды. Фильм снят одним кадром, что позволило значительно сократить расходы на монтаж. Далее следовал сложный период озвучания. Выбор между несколькими музыкальными композициями (‘Bang bang’ Nancy Sinatra и ‘Je t’aime moi non plus’ Brigitte Bordot, Serge Gainsbourg и диалога Ромео и Джульеты из к/ф ‘Romeo and Juliet 1968г.) Но заглавная композиция Мichel Jean Legrand из к/ф ‘Les parapluise de Cherbourg’ 1964 г. подошла идеально (вопрос авторских прав остаётся открытым). Хочу от всего сердца поблагодарить съёмочную группу за этот проект и незабываемый опыт. Надеюсь, фильм оправдает надежды и не провалится в прокате. А также хочу выразить, слова благодарности Михаилу за ТЗ, за то, что открыл такое понятие как экспериментальный фильм и отдельно за его тембр голоса.

«Здесь» Таисия Никитина

У него есть время, у нее сознание. Он дарит образы, она трансформирует их в текст. Коллективная медитация забытого пространства и женщины в поисках тишины.