Дипломные работы 2017

Дима Жаров "Атамекен" (куратор Катя Богачевская)
Юля Коваленко "Я не хочу больше об этом говорить" (куратор Мария Гурьева)
Дана Ассаулова "С любовью и мерзостью" (куратор Яна Романова)

Наши отношения начались с наркотиков.

 

Я вспоминаю маленькую квартирку в Выхино, пахнущую плесенью, старостью и затхлостью. Там мы проводили большую часть времени, не обремененные почти никакими заботами. Мы не работали, лишь изредка ходили в университет и нехотя учились. Я часто оставалась ночевать и неделями не заезжала домой – мне нравилось то ощущение вакуума, в котором мы жили. Мыльный пузырь – вот что это было. Маленький, яркий, вибрирующий, легкий и хрупкий. Я наслаждалась этим волшебным чувством замкнутости, отделенности от всего мира. Раз, два, а то и три в неделю мы принимали наркотики, а потом часами занимались сексом, изучали друг друга, шли гулять по кладбищам, обнявшись, сидели в тесной ванной и говорили, говорили, говорили.

 

Мы говорили без стеснения, обо всем. О музыке, сексе, теле и связанных с ним проблемах, об умерших родственниках, о том, как звучат ночью города, о том, что нам нравится в людях, что мы ненавидим, о любви. О моих родителях и учебе, от которых я так отчаянно пыталась сбежать. Мрачная атмосфера насилия дома, вогнавшая меня на три года в депрессию, исчезала, стоило мне приехать на край Москвы. Ваня рассказывал мне всю свою жизнь – в постели, в ванной, во время наших бесконечных, подпитанных наркотиками прогулок. Музыка окружала нас. Старая, богом забытая квартирка вибрировала от ее звуков. Меня вырывали из привычного состояния ноющего, печального одиночества и, как мне тогда казалось, учили радоваться жизни, получать удовольствие. Я убегала от всех своих проблем, искренне и со всей полнотой наслаждалась другим человеком. Я влюблялась. Потом я случайно узнала о существовании другой девушки, и так началась наша история – как запутанный, болезненный любовный треугольник.

 

Больше двух лет я была в буквальном смысле одержима, я нуждалась в человеке ежесекундно. Сексуальная близость, которой я раньше ни с кем не испытывала, наркотики, которые ее питали, ревность и привязанность, постепенно превратившаяся в любовь, меня невероятно истощали. Я была полностью зависима от человека, которому долгое время, казалось, была не нужна. Наши отношения были похожи на американские горки. Я чувствовала себя счастливее и несчастнее всех. Мои психозы усиливались на фоне наркотических пристрастий, приступов ревности и ощущения полной отверженности и неприятия. Мы расставались, сходились, ругались, опять расставались, ненавидели друг друга.

 

Я уверена, что эмоциональная зависимость – это часть любых отношений. Это большая часть наших – порой очень болезненных и хрупких. Я знаю, что люблю этого человека странной и непрочной любовью. Я знаю, что ближе его у меня никого нет. Я до сих пор боюсь представить, какова будет моя жизнь, если эти отношения закончатся, если этот человек уйдет из нее. Я и сейчас не знаю, где заканчиваюсь я, и где начинается он.

 

Со временем мы научились понимать друг друга. Со временем я научилась устанавливать барьеры, защищать себя, отвоевывать свое пространство. Однако мне и сейчас кажется, что мое чувство до сих пор им не разделено.

Виталий Северов "Летний Берег" (куратор Игорь Елуков)

Летний берег

В детстве я жил с бабушкой и дедом,
на берегу Белого моря. Из окна было видно,
как берег становится линией горизонта.
Я не знал, что там.
И никто не мог мне объяснить.

В феврале мой дед умер.
Мне было пять лет.
Я видел его последним, за пару минут до смерти.
Я слышал, как он хрипел, пытаясь что-то мне сказать,
и видел тяжелый взгляд из-под бровей.
Через несколько лет умерла бабушка. В полном одиночестве, в соседней комнате.

Сейчас я отправляюсь на Летний берег,
как когда-то мечтал в детстве.
Сквозь тяжелые черные облака,
над болотами и морем,
я иду пешком.
__________________
Пасмурное утро,
Крик птиц за окном и шум моря,
раздающийся эхом.

Александр Любомирский "Дом в параллельном мире" (куратор Катя Богачевская)

В попытке уйти от одиночества и непонимания своего предназначения, я решился на добровольный социальный год. Это программа благотворительной организации, где волонтеры на протяжении года работают с людьми со множественными нарушениями. Так я стал волонтером.

Я хотел рассказать о жизни людей, проживающих в психоневрологическом интернате, но я не мог представить, снимая историю о них, что буду рассказывать о себе. Заново учась воспринимать этот мир через призму полученного опыта, фиксируя посредством камеры не людей, а то как меняюсь я сам.

Пытаясь бежать от одиночества, я думал, что работа сможет восполнить внутренний пробел, но по прошествии десяти месяцев осознал, что по-прежнему одинок.

Я устал помогать, когда понял, что сам нуждаюсь в помощи.

Саша Любомирский "Дом в параллельном мире"

Андрей Стеганцев "На Ленина" (куратор Сергей Строителев)
Аня Иванцова "Still here" (куратор Юрий Козырев)

Фотокнига/зин "Still here"

Это проект-попытка совершить путешествие во времени, глубже понять себя и узнать больше о своей семье, исследование о том как место хранит память о людях. Не так давно я нашла большой фотоархив своей бабушки, там были фотографии и слайды с начала 70-х годов, большая часть архива была с фотографиями жизни на нашей даче, с самого начала строительства дома. По фотографиям можно было проследить как менялся наш дом и участок, как взрослела моя мама, как моя семья раньше проводила лето. Вместе с фотографиями я нашла стопку тетрадей со сказками, написанными моей бабушкой, я перечитала их и вспомнила все эти истории, она рассказывала их на ночь мне и моей старшей сестре. В 2003 году бабушка умерла и дом на даче решили продать. Я не успела толком попрощаться с этим местом и людьми, забрать много своих вещей, это место как будто внезапно умерло. После этого мне часто снились сны, как я возвращаюсь в наш дом, как хожу по тем местам, а там всё чужое, я очень скучала, мне хотелось вернуться. Спустя 11 лет я решила убедиться в том, что это место живет своей жизнью без меня, посмотреть насколько всё изменилось и не изменилось. В фотографиях я попыталась передать свои чувства и атмосферу дачи. Я бродила по местам своего детства, вспоминая каждую деталь, я зашла в наш дом, который очень изменился, но люди, живущие в нём, наполнили его своим теплом. Книга представлена оригинальной тетрадью со сказками моей бабушки, дополненной фотографиями, старыми и новыми. Для этих сказок не может быть лучших иллюстраций, чем жизнь моей семьи на даче, ведь это то, что вдохновляло бабушку на создание историй. Это продолжающийся проект, который я планирую снимать ещё год. До белых мух – значит до заморозок, до первого снега. До этой поры бабушка оставалась на даче и не уезжала в город, осенью и зимой я никогда не была там, а это значит, что у меня есть возможность посмотреть на это место по-другому, найти в нём что-то новое для себя

Ира Буравкова «Красная река» (куратор Алина Тарабаринова)

Ира Буравкова "Красная река" (зин)

Аня Гончар «Больно» (куратор Яна Романова)

Комплексов много. Начиная с детства, не любила свой нос, потом волосы-слишком курчавые, пушистые, ну а теперь и лишний вес даёт о себе знать. Мама двоих взрослых детей, которые конечно же любят меня не за что то, а просто так. Но то чувство, что ты мягко сказать имеешь лишний вес-убивает. И по здоровью и эстетически, конечно же хочется сбросить вес. Как не странно, но с возвратом остался единственный этот комплекс, на остальные теперь меньше обращаю внимания, наверное, потому что, даже если и была возможность сделать ринопластику-не сделала бы, потому что страшно. Страх победил комплекс, как бы странно это не звучало, но это так. Ну и потом дочери нравится мой нос, говорит он “характерный», наверное, она права в этом, что то есть.

Лиза Жакова "Нам не кажется" (куратор Игорь Елуков)

У меня стоит диагноз – маниакально-депрессивный психоз, оно же – биполярное аффективное расстройство. Много лет я пыталась справляться традиционным способом – лекарствами, но год назад, во время очередного обострения я приняла препарат, в дозировке, в два раза меньшей чем обычно – и очнулась на полу в своей кухне.
После этого я окончательно поняла, что это не выход и пошла к психотерапевту. Психотерапию я прохожу до сих пор.

Психотерапия дала мне намного больше, чем я ожидала – понимание процессов, которые происходят, почему это происходит со мной, знание о том, что это – обратимый процесс, она дала и дает мне ясность и уверенность. Сейчас я чувствую себя, как будто заново учусь ходить. Главное, что нужно знать о депрессии – это то, что это отживший механизм психической защиты, когда агрессия, направленная на другие объекты, направляется на себя самого, и одна из главных задач терапии – изменить этот механизм.

Поэтому поворотным стал момент, когда в состоянии глубокого кризиса, мой психотерапевт попросила меня описать ее убийство. Я сопротивлялась довольно долго. В итоге я в красках описывала, как бы я стала выдавливать ей глаза и била бы ее головой о стену – и неожиданно совершила такой скачок вперед, которого совсем не ждала. Сейчас я понимаю что меня ждет долгий путь, для того, чтобы почувствовать себя здоровой, и главное, к чему мне нужно прийти – это принятие себя.

Светлана Маковеева «Истории России: прошлое V настоящем» (куратор Кирилл Артеменко)
Кристина Бражникова «Галичья гора» (куратор Артур Бондарь)
Евгения Гутерман «Место» (куратор Ксения Диодорова)
Оля Карпушина "Моя Миа" (куратор Сергей Строителев)

ВАРЯ

ПОЛИНА

ТАНЯ

Полюбить себя, воспринимать себя таким какой ты есть, звучит на первый взгляд очень просто, но для многих людей необходимо проделать долгий путь чтобы к этому прийти.

Нелюбовь к самому себе, своему телу, нехватка тепла и внимания, проблемы в семье – основные причины развития булимии.

Люди страдающие булимией чаще всего остаются одни на один со своей проблемой. Окружающие чаще всего советуют “перестать заниматься ерундой”, что абсолютно невозможно в таких случаях. Большинство булимиков не рискуют посвящать в подробности своей жизни окружающих. Они просто очень тихо и в одиночестве погружаются в этот ад.

Видеопортрет (один из трех)

Анна Бриллиантова "Дети Павловска" (куратор Сергей Строителев), при участии Ольги Карпушиной, Ани Галатоновой
Дарья Игнашова "Письмо матери" (куратор Артур Бондарь)
Лена Михайлова "Ожидание" (Куратор Катя Богачевская)

Ожидание. Страх. Тревога перед неопределенностью. Снова ожидание и страх. Которые смешиваются с радостным предвкушением. Неизвестного. Я – другая или та же самая? Мир вокруг – что в нем меняется? Состояние до и между. История без конца. История, которая только начинается.

Антон Смуглиенко "Картотека уничтоженных улик"

Перформанс со сжиганием слайдов в проектере после их демонстрации. Не поддается переносу на сайт. Думаю, что можно просто будет наградить за “оригинальность”)