Атамекен — земля предков

About This Project

Атамекен — земля предков

Фотопроект о жизни российских казахов, разделенных границей со своей этнической страной.

 

Фотограф Дима Жаров родился и вырос в Казахстане, 10 лет провёл в Омской области – месте, где проживает около 78 000 казахов. Населенные пункты с казахскими корнями являются многонациональными, но в некоторых казахи составляют подавляющее большинство. В таких крупных аулах, как Каскат и Артакшил, и деревне Селивановка практически все жители – казахи. Дима Жаров посетил их и узнал, что российские казахи считают родиной и как сохраняют традиции и обычаи своего народа.

 

Казахи — десятый по численности коренной народ в России. По данным переписи 2010 года в России насчитывается около 640 000 казахов (по неофициальным данным — около миллиона). Проживают они преимущественно в сельской местности (аулах), в областях, граничащих с Казахстаном: Астраханской, Волгоградской, Омской, Саратовской, Самарской, Оренбургской, Челябинской, Тюменской, Курганской, Новосибирской, Алтайском крае и Республике Алтай. Это огромная территория, протяженностью более 7000 километров. Их предки — кочевники, жили здесь ещё до славянской колонизации, либо переселились во времена Российской империи. Будучи уже оседлым народом, казахи переселялись в Россию в конце 1920-х – начале 1930-х гг из-за насильственной коллективизации и голода в Казахстане.

 

В связи с распадом СССР и образованием независимого государства Казахстан перед российскими казахами стал актуальным вопрос о родине. Представители казахских национально-культурных обществ в России озвучили позицию, суть которой заключалась в том, что у российских казахов две родины: Россия как место рождения и постоянного проживания, и Казахстан как историческая родина, где находятся их этнические корни. Несмотря на специальную программу переселения в Казахстан, российские казахи мигрировали на свою этническую родину в малом числе. Часть переселенцев по разным причинам вернулась обратно в Россию. Однако, они считают важным посещение исторических мест, культурных центров, мест паломничества в Казахстане. Такие миграции происходят постоянно.

В своей жизни российские казахи придают большое значение традиционной обрядности. Эти обряды выглядят уже не так, как более века назад. Формы обрядов эволюционируют, меняются от поколения к поколению, либо исчезают совсем. Но, с одной стороны, сохраняется потребность в обрядовом оформлении основных этапов жизненного пути. С другой стороны, существует традиционная схема, по которой строится обряд, основой которого является ритуальная трапеза. Казахи воспроизводят исчезнувшие и создают новые обряды в традиционной форме.

 

Публикации:

Category
Дипломный проект