Дипломный проект Елены Ливенцевой в Republic

Дипломный проект Елены Ливенцевой в Republic

Очень рады за нашу выпускницу Елену Ливенцеву! Её дипломную работу «Фигура отца» опубликовали в фотожурнале Republic 💥 «Фигура отца» – вторая часть проекта «Дневник дочери», посвященного родителям. Куратор — Катя Богачевская

О проекте: «Своего папу я не знала, не знала их с мамой как семью, как пару. Они развелись, когда мне было около 7 месяцев.

Лишь однажды мы встретились с папой украдкой, словно это был большой секрет, и он сказал: «Я хочу, чтобы ты знала – я люблю тебя» это было настолько быстро и неожиданно, что я до сих пор не знаю, было ли это на самом деле, или моя детская фантазия создала эту необходимую реальность.

И где-то глубоко внутри ⁠этот секрет согревал меня. Больше я его ⁠никогда не видела. Тема ⁠отца была табуирована, и о нем не принято ⁠было спрашивать ⁠или говорить, упоминать.

Однажды я гуляла с подругой и встретила одноклассницу, которая ⁠сказала мне: «Твой отец умер». Я не ⁠знала, как на это реагировать, не понимала, что произошло, я не знала этого человека, но мне было очень больно. Ничего уже не было как прежде, какая-то часть во мне умерла вместе с ним. Мне было 12.

Когда вспоминаю об отце, я чувствую боль, хочу кричать, но словно не могу, мне недоступно чувство ностальгии. Мне недоступно даже скучать по нему, потoму что для этого нужны воспоминания. Иногда я испытываю злость, считая, что у меня отняли возможность существования тактильной памяти о человеке, отняли возможность чувствовать его присутствие в моей жизни. Но этого просто не было?..

Я выросла с чувством потерянности в мире мужчин. Словно в моей системе нет места для мужской фигуры и для меня, как не было места для отца в моем детстве. Столкнувшись с опытом мужского сексуального насилия в детстве, я приобрела лишь множественные травмы, необходимость борьбы за внимание, созависимость и постоянный поиск безопасности. Словно после его смерти я поняла, что уже никто не сможет меня защитить. Я потеряла представление о том, кто я, существую ли я.

Я не знаю, ощущала бы я такую амбивалентную силу от фигуры отца, если бы он был жив. Был бы его образ столь идеализирован и влиятелен для меня, если бы я проходила вместе с ним все стадии его отцовства на разных этапах моей жизни?

Реально существующего человека проще понять, принять и посмотреть своими глазами на его жизнь и поступки, но, когда остается лишь образ «важного и сильного» в глазах маленькой девочки, сложно представить это «важное и сильное» обычным человеком, он переходит в эфемерное состояние, в нуминозную фигуру. И требуются годы, чтобы посмотреть в лицо тому, кого ты создала, и отделить от этого реально существовавшего человека и себя, позволив себе достроить и прожить недостающие эмоции и чувства».

Посмотреть проект полностью